Юлия рублева
О деньгах, стыде и шубе
Мой тренинг «Деньги, деньги» за несколько лет превратился в одно из самых интересных исследований того, как история страны и рода влияет на наши привычки обращаться с деньгами. Для многих деньги - неуправляемая стихия, а не верный товарищ, с которым можно сделать много интересного. На постсоветском пространстве деньги все еще огружены какими-то идеологическими смыслами.
Например, смысл «деньги = стыд и вина» выражается в ограничении «мне стыдно иметь деньги, потому что деньги есть только у тех, кто ворует; эксплуатирует чужой труд; безнравственен. Поэтому, сколько я не работаю, я не зарабатываю такую сумму, которую я бы назвал «много». Это ограничение держит бессознательно в зоне маленьких недостаточных заработков также и тем, что «если я буду зарабатывать «много», то мои родители (мой род) меня осудят, и я стану будто чужим своей семье или вон как дядя Слава, который плохо кончил».

Еще один смысл «деньги = чужая социальная роль» . «Я не покупаю квартиры, машины, дачи, я не покупаю себе теплую одежду на зиму, такую, как шуба или дубленка (хожу в курточках), потому что я небогатый, у меня нет денег, а шубы есть у богатых» . Это может также говорить о том, что вы до сих пор не считаете себя взрослым. Квартира или машина - покупки взрослых людей. Позаботиться самому о себе, чтобы было тепло, - прерогатива взрослого. Ребенок бессознательно ждет, что его рано или поздно укутают. Обычно такие люди тратят все деньги (иногда это гигантские суммы) на условную «мороженку». Поездки, в лучшем случае. Просто путешествия, в которых ничего не происходит, кроме новых впечатлений. Одежду, еду, а также «не знаю, куда все ушло».

Забавно, что, по моим наблюдениям (статистика более чем сто человек) другие отношения с деньгами в нашей стране начинаются у ребенка из бедной или маргинальной семьи, где не было принято пристально заботиться о себе, с покупки шубы или дубленки. В которой действительно тепло зимой. Длинной, закрывающей попу, с капюшоном. Почему -то модные и легкие пуховики так «не работают»; подозреваю, что далекие предки в бессознательном шубу «слышат» как знак, что все налаживается, а про пуховик не имеют представления. После этого начинают копиться деньги уже и на машину, ипотеку, и даже какие-то проекты по типу «инвестиций в себя». Также с удивлением отметила, что некоторые из участников тренинга, жалующиеся почти «на нищету» , довольно наплевательски относятся к собственному комфорту для сна. Спят на продавленных диванах, на полу на матрасах, на панцирных - в наше время!?- бабушкиных койках, на узеньких софах, предназначенных для сидения, а не лежания, на раскладных креслах и даже на раскладушках. Объяснение «руки не доходят, ладно уж, так как-нибудь посплю». «Нищета», тем не менеее, позволяет купить в кредит новый айфон, а купить в кредит в Икее удобную кровать в три раза дешевле - не позволяет.
Еще раз хотела бы уточнить, что носитель такого убеждения может иметь как действительной низкий доход, так и доход выше среднего. Дополнительное огружение смыслом: шубы или дубленки это, вообще-то, мещанство, считалось в нашей советской стране, поэтому дети этих родителей зимой обычно мерзнут, потому что «а зато у нас библиотека». А ведь можно и читать, и не мерзнуть.
Уточню, что все это, конечно, плавает в нашей психике, не извлекаемое наружу, непроизносимое, не названное ни разу, а, следовательно, непонятное, неприсвоенное и не регулируемое. При работе с этой темой мы называем многие вещи своими именами, и после этого можно уже делать первые шаги к изменениям.
Юлия Рублёва
Понравился текст? Поделитесь в соцсетях
Made on
Tilda