- они не видят себя как обладателей дорогой техники или хорошего ремонта, путешествий куда хотят и далеко;
- они не те, кто вкладывают деньги в свое образование или образование ребенка, но они те, кто покупает иногда очень дорогую еду в дорогих магазинах и тратит на это довольно много, не замечая до поры до времени дырок в бюджете;
- они не рискуют там, где можно было бы рисковать, и отличаются непредсказуемостью. Не вносят предоплату за покупки или мероприятия, хотя это выгодно, потому что «а вдруг передумаю». Очень беспокоятся, отработали ли официанты свои чаевые, а специалист, преподаватель, врач - свое время;
- они не видят никаких «понтов» в том, чтобы лечить зубы в хорошей клинике или консультироваться у хорошего юриста, и экономят именно на этом, покупая при этом айфон в кредит или автомобиль, обслуживание которого им не по карману;
- что касается больших, взрослых покупок типа автомобиля или квартиры, то это проблема. На тренинг про деньги могут приходить взрослые тридцатилетние мужчины, которые ощущают себя слишком маленькими для такого уровня ответственности и такого уровня зарплат;
- как правило, и у мужчин, и у женщин это удивительным и довольно жестким образом связано с отсутствием навыка заботиться о себе - чтобы зимой было не холодно, чтобы одежда была достаточно теплой, обувь отличной и непромокаемой, квартира уютной и обустроенной;
- в любом жизненном событии окружающих их людей их беспокоит только один вопрос- «сколько это стоит?» Это не про меркантильность. Не про зависть даже. Это про тревогу - могу ли я себе тоже это позволить? Чаще всего они воспринимают названную сумму как слишком большую для себя;
- одновременно они парадокасальным образом не соотносят то, во сколько на самом деле обходится им любая покупка, со своими ресурсами. "Я куплю БМВ вместо Рено, потому что я подъеду к кафе и люди будут на меня смотреть". И бедняга тянет изо всех сил этот БМВ, и цена автомобиля складывается плюс ко всему и из тревоги, раздражения, злости, страха, истощая и подрывая психические ресурсы такого человека;
- копить для них так сложно, что это всегда жесткие ограничения, которые они переносят с трудом. Импульсивные покупатели- это они. Копила-копила, копила-копила, на что копила сама не знаю, но вдруг увидела на витрине штучку. И спустила тут же все накопленное. Ездила за деньгами домой, ездила в банк закрывать депозит, все в каком-то угаре, представляя себе с этой штукой или в этой штучке так, словно бы началась новая жизнь. На самом деле хотелось не штучку, а снять с себя напряжение.